19 Электрооборудование

19.1 Технические данные
 
заданное значение предел износа
Аккумуляторная батарея
напряжение 12 В -
 емкость 47 Ач -
Стартер
выходная мощность 800 Вт -
длина щетки 15,5-16,5 мм 10,0 мм
глубина паза в коллекторе 0,5-0,8 мм  0,2 мм
Генератор
номинальное напряжение 12 В -
максимальный выходной ток 55 А -
длина щетки 16,5 мм 11,0 мм
выходное напряжение  13,9-15,1 В
минимальный выходной ток 20 А
 

19.2 Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея имеет номинальное напряжение 12 В и емкость 47 Ач. Батарея может обеспечивать потребителя током 2,35 А в течение 20 часов при температуре электролита 27 °С. Батарея может также создавать ток силой в несколько раз больше указанного значения в течение короткого промежутка времени, в частности, при пуске двигателя стартером. Так как внутреннее сопротивление свинцовой батареи незначительно, ток короткого замыкания может достигать больших значений. При снижении температуры окружающей среды емкость батареи существенно снижается.
В каждой из шести секций батареи в растворе серной кислоты низкой концентрации находятся по две свинцовые пластины. В процессе заряда батареи пластины подвергаются химическому воздействию электролита. При этом положительный электрод становится двуокисью свинца, а отрицательный чистым свинцом. В процессе заряда плотность электролита изменяется от 1,12 г/см3 до 1,285 г/см3. Под воздействием электрического тока вода электролита разлагается на водород- и кислород, которые в виде газа выходят из секций батареи. В результате этого уровень электролита понижается. Поэтому периодически необходимо контролировать уровень электролита в батарее и при необходимости доливать дистиллированную воду, следя за тем, чтобы уровень электролита был выше верхней кромки пластин на несколько миллиметров. Выходящий при заряде из батареи газ взрывоопасен. Поэтому нельзя пользоваться открытым огнем в непосредственной близости от батареи. Если электролит доливается в сильно разряженную батарею, необходимо иметь ввиду, что в процессе разряда электролит не только меняет плотность, но и увеличивает свой объем. Это может привести к переливу излишков электролита. При слишком большом токе заряда батареи имеет место активное газообразование. Величина зарядного тока зависит от емкости батареи. Более медленная зарядка батареи более благоприятна. Нижней границей продолжительности заряда следует считать 10 часов. В данном случае заданный ток составляет 47 Ач : 10 ч = 4,7 А. Если зарядка батареи производится без ее снятия с автомобиля (это не рекомендуется делать, т.к. брызги электролита могут повредить детали), батарею необходимо отсоединить от бортовой сети. Резкие скачки напряжения могут повредить диоды выпрямителя тока.

Внимание: Не следует запускать двигатель при наличии повреждений в батарее или при снятой батарее. Без батареи напряжение генератора при числе оборотов более 2000 об/мин может недопустимо возрасти, что приведет к разрушению диодов выпрямителя.
 
19.3 Стартер

Стартер представляет собой электродвигатель последовательного возбуждения. Небольшое количество витков обмотки из медной проволоки большого сечения обеспечивает передачу больших токов и тем самым создание большого крутящего момента. Крутящий момент в период пуска имеет максимальное значение и уменьшается с увеличением числа оборотов двигателя. Такая характеристика в наибольшей степени соответствует условиям пуска двигателя.
Обмотки ротора и катушки возбуждения включаются последовательно. Электрический ток от положительного, полюса аккумуляторной батареи поступает в катушку возбуждения 1 и создает там электромагнитное поле с отрицательным зарядом. Проходя далее через положительную щетку и обмотку ротора, отрицательную щетку и обмотку возбуждения 2, электрический ток создает в ней электромагнитное поле с положительным зарядом. Конец обмотки возбуждения 2 соединен с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи.
• Снятие стартера подробно описано в разделе 3.

19.3.1 Разборка стартера

• Отсоединить от стартера кабель тягового реле.
• Отвернуть две гайки (Nippon Denso) или два болта (Hitachi) и снять тяговое реле с корпуса стартера.
• Отвернуть винты и снять пылезащитную крышку. Снять стопорную планку (Nippon Denso), или снять стопорное кольцо (Hitachi). Вывернуть винты и вынуть ротор.
• Снять с вала якоря стопорное кольцо и отсоединить детали привода со стороны тягового реле.

19.3.2 Проверка якоря

• Проверить, нет ли замыкания между пластинами коллектора (рис. 155).
• Если поверхность коллектора загрязнена, необходимо ее зачистить шкуркой зернистостью 600. При наличии глубоких рисок коллектор необходимо проточить.
• Глубина впадин изоляции между пластинами коллектора должна составлять 0,5 - 0,8 мм. Если изоляция находится близко к поверхности пластины, то впадины необходимо слегка прорезать подходящим инструментом.
191.jpg
Рис. 155
Проверка прохождения тока между пластинами коллектора 1 пластины коллектора

19.3.3 Обмотка возбуждения

• Тестером проверить, проходит ли ток между щетками.
• Тестером проверить отсутствие прохождения тока между катушкой возбуждения и корпусом якоря.

19.3.4 Проверка щеткодержателей и щеток

• Проверить целостность изоляции между обоими щеткодержателями.
• Измерить штангенциркулем длину щеток.
• Nippon Denso:
заданная величина 15,5—16,5 мм предел износа 10 мм
• Hitachi
заданная величина 14,5—15,5 мм предел износа 11 мм

19.3.5 Тяговое реле

• Проверить прохождение тока между выводом тягового реле и корпусом. Катушка возбуждения в порядке, если ток проходит. 
192.jpg 193.jpg
Рис. 153
Стартер Nippon Denso
1 крышка вала;
2 корпус редуктора,
3 стопорное кольцо;
4 привод включения со стороны тягового реле
5 рычаг тягового реле;
6 тяговое реле,
7 якорь;
8 корпус с катушками возбуждения;
9 щеткодержатель,
10 щетка;
11 клемма;
12 крышка корпуса;
13 стопорная пластина,
14 пылезащитная крышка 
194.jpg

Рис. 154
Стартер Hitachi
1 корпус редуктора;
2 пылезащитная крышка;
3 тяговое реле;
4 рычаг тягового реле;
5 стопорное кольцо;
6 привод включения со стороны тягового реле;
7 якорь;
8 корпус;
9 щеткодержатель;
10 щетка;
11 крышка корпуса;
12 клемма;
13 стопорное кольцо;
14 пылезащитная крышка; 

19.4 Генератор

195.jpg

Рис. 156
Детали генератора
1 контакт;
2 крышке корпуса;
3 щеткодержатель;
4 щетки;
5 регулятор;
6 диодный выпрямитель;
7 втулка-изолятор;
8 корпус;
9 пластина крепления подшипников;
10 дистанционное кольцо;
11 задний подшипник;
12 ротор;
13 пластина крепления подшипника;
14 передний подшипник;
15 стяжной болт;
16 корпус;
17 шкив;
18 контргайка.

Генератор имеет существенные конструктивные отличия от предшествующих моделей. В рассматриваемой модели повышен коэффициент полезного действия, что позволило уменьшить его размеры при сохранении мощности. Повышена надежность процесса заряда генератором, который теперь производится при более низком числе оборотов.
Генератор переменного тока имеет три обмотки, расположенных симметрично. Концы обмоток соединены между собой звездой.

196.jpg

Рис 157
Проверка ротора
1 вал ротора 

Для создания электромагнитного поля и зарядки аккумуляторной батареи необходим постоянный ток, который получается с помощью диодного выпрямителя.
Не разрешается работа генератора без регулятора напряжения и подключения аккумуляторной батареи, т.к. напряжение при этом может превзойти допустимое значение запирающего напряжения диодов выпрямителя.

19.4.1 Разборка генератора

• Снять шкив клинового ремня.
• Отвернуть четыре стяжных болта и вынуть ротор.

19.4.2 Проверка ротора

• Проверить прохождение тока между контактным кольцом и валом ротора (рис. 157). Ток проходить не должен.
• Проверить прохождение тока между двумя контактными кольцами. Ток проходить должен.
197.jpg

Рис. 158
Корпус статора и обмотки якоря должны быть изолированы друг от друга
1 провод;
2 корпус.

19.4.3 Проверка статора

• Проверить прохождение тока между корпусом статора и каждой якорной катушкой. Ток проходить не должен, (рис. 158).

19.4.4 Щетки

• Новые щетки должны иметь длину 10,5 мм. Предел износа составляет 4,5 мм.

19.4.5 Диоды

• Диодный мостик проверяется согласно рис. 159.
• Соединить первый щуп с контактом В+, второй с контактом Р1. Затем поменять щупы местами. Значение одного из измерений должно составлять 20 Ом, другого должно быть равно бесконечности.
• Такое же измерение произвести для контактов Р2 и Р4.
198.jpg

Рис. 159
Проверка диодного выпрямителя

Hosted by uCoz